вторник, 2 апреля 2019 г.

Сластёнка | Юрий Збанацкий | Рассказы о войне для детей

Тема Великой Отечественной войны сложная и очень важная для каждого. Рассказы Збанацкого, украинского и советского писателя, командира партизанского соединения имени Щорса, аккуратно знакомят детей с этой непростой темой.


Сластёнка

Шуструю пышнохвостую белочку звали Сластёнка.
Прожила она в партизанском отряде всю зиму. А попала к нам ранней осенью маленьким смешным бельчонком.
Было это так. Фашисты задумали двинуть на партизан танки. Узнав об этом, вышли мы на все те дороги, где вражеские машины могли пройти. Самые мощные дубы и сосны валили на землю, преграждая танкам путь.
В одной из этих сосен было небольшое дупло. Там жила старая белка с бельчатами. Когда сосна упала на дорогу, белка убежала из своего домика, а следом за ней выполз маленький перепуганный бельчонок. Не успел он спрятаться обратно, как кто-то из партизан схватил его в руки.
Я взял маленькую белочку к себе в землянку, и зверёк скоро привык к новой обстановке. Спала белочка в моей шапке. Охотно прыгала ко мне, брала из рук еду.
Больше всего любила белочка сахар, и за это её прозвали Сластёнкой.
Только войдёшь, бывало, в землянку и позовёшь тихонько: «Сластёнка!» — белочка сразу высунет из шапки свою маленькую мордочку с чёрными блестящими глазками да так и замрёт.
Крикнешь ещё раз: «Сластёнка!» — и она уже на плече.
Возьмёшь на ладонь кусочек сахару — Сластёнка на ладони. Схватит сахар передними лапками — и в рот. Потом переберётся опять на плечо. Ты пишешь или разговариваешь с товарищами — Сластёнке и дела нет. Сидит себе и грызёт сахар. Крошечки не уронит, всё подберёт.
Белочка часто отправлялась на прогулку. Пока была ещё совсем маленькой, дальше высокой сосны, что росла возле нашей землянки, не ходила. Побегает, побегает по сосне, сорвёт шишечку — и шмыг в землянку! А как подросла, стала по всему лагерю разгуливать. Только к вечеру домой. Скок на плечо, фыркает, хвостиком трясёт — сахару просит.
Когда наступила весна, сошёл снег, земля покрылась травой и зазеленели деревья, Сластёнка как-то вечером не вернулась домой. Была она уже в то время не маленьким смешным бельчонком, а настоящей взрослой белкой.
— Сбежала наша Сластёнка, — вздыхал начальник штаба. — Некому будет в моих бумагах порядок наводить.
Белочка и в самом деле любила хозяйничать в землянке. Стоило только по забывчивости оставить что-нибудь на столе — непременно всё это окажется в моей смушковой шапке.
Но дня этак через четыре, а может, и через пять белочка прибежала домой. Её трудно было узнать: хвостик чуть не весь облез, на боках висели клочья белёсой зимней шерсти. Белочка линяла.
Да, теперь, когда всё вокруг жило, цвело и пело, когда в наши леса пришла чудесная, молодая красавица весна, не смогла Сластёнка усидеть в землянке. Не смогла, хоть и очень скучала без нас, и особенно, верно, хотелось ей полакомиться сахаром.
На другой день белочка опять пропала и теперь уже не вернулась.
Шли дни, недели, месяцы. Постепенно все забыли про нашу милую баловницу. Только иногда тихими вечерами, если не было боёв, вспомнит кто-нибудь в разговоре: «Где-то теперь наша Сластёнка?..»
Как-то пришлось нам с боем отступать под натиском крупных сил противника. Шли редкой цепочкой через большой сосновый бор. Это было далеко от нашего зимнего лагеря.
От усталости и бессонных ночей я едва плёлся, опустив голову. И вдруг почувствовал лёгкий толчок. Я вздрогнул, оглянулся и увидел, как с моего плеча прыгнула на дерево красная пышнохвостая белочка. Распласталась по стволу головкой вниз, хвостиком кверху и не сводит с меня глаз.
Белочка эта сразу напомнила мне нашу Сластёнку.
— Сластёнка! — тихо позвал я.
Белочка подняла головку, какое-то мгновение словно колебалась, потом красной стрелой пронеслась по воздуху, и вот она у меня на плече.
— Сластёнка! — взволнованно сказал я и нежно погладил её рыжую пушистую шубку.
Только на этот раз, к сожалению, у меня в кармане не нашлось и крошки сахару. Четыре дня вели мы ожесточённые бои с врагом и сами давно не имели во рту и маковой росинки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий